- Кризис
Возрастные кризисы. Психологическое развитие личности.
Психологическое развитие личности предполагает прохождение нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенным внутренним кризисом. Поэтому возрастные кризисы — естественное явление в жизни каждого человека.
У некоторых они проходят гладко, почти не заметно. У других же возрастные кризисы вызывают бурю проблем и эмоций. Острота возрастных кризисов связана с индивидуальными особенностями человека и с его готовностью к жизненным изменениям.
С одной стороны, переход от одного возрастного этапа к другому происходит естественным образом — мы просто взрослеем физически. С другой — наши представления о себе отличаются такой устойчивостью, что с ними нелегко расстаться.
Дело в том, что при переходе от одной стадии психологического развития личности к другой происходит полное разрушение жизненного уклада. Приходится формировать новую систему взаимоотношений с окружающим миром и людьми, а это связано с определенными психологическими трудностями. Но проходя через кризисы, человек вырабатывает более реалистичную жизненную позицию и становится сильнее.
Возрастные кризисы: 8 этапов психологического развития личности
1. Кризис доверия к миру. Кризис первого года жизни. Этот этап связан с тем, как родители удовлетворяют основные физиологические потребности ребенка. Если в этом возрасте человек получил достаточную заботу и уход, то у него формируется базовое доверие к миру. Если же нет, то у него развивается глубокое недоверие, которое влечет за собой проблемы в будущем.
2. Кризис автономии связан с опытом приучения ребенка к чистоплотности. Если родители помогают ребенку контролировать физиологические нужды без лишнего контроля и принуждения, то человек получает опыт самостоятельности и контроля, необходимый в более взрослом возрасте. Если этого не произошло, то у человека формируются сомнения в себе и ощущение отсутствия контроля.
3. Кризис самоутверждения — дошкольный этап, во время которого ребенок ищет себя в жизни. Планы, которые строит маленький человек, и которые взрослые помогают ему осуществить, формируют в нем инициативу. Но если ребенок снова и снова переживает неудачи, то это может привести к излишней покорности и чувству вины в дальнейшем.
4. Кризис неполноценности — школьный этап, когда ребенок учится трудиться и решать различные задачи. В зависимости от атмосферы, которую создают в обучении взрослые, у ребенка формируется либо вкус к работе, либо чувство глубокой неполноценности.
5. Кризис идентификации в подростковом возрасте. Этот этап предполагает соединение прошлого жизненного опыта подростка с его потенциальными возможностями. Неспособность найти свое место среди сверстников в этом возрасте ведет к эмоциональным трудностям и внутренней путанице.
6. Кризис близости у молодых людей. Этап связан с поиском близости с другим человеком противоположного пола. Неудачный опыт влюбленности или отсутствие такого опыта может привести к чувству изоляции и замыкания человека на самом себе.
7. Кризис 40 лет — этап связан с потребностью передать свой опыт через воспитание детей. Если эта потребность не реализуется со своими детьми или учениками, то человек может испытывать ощущение пустоты.
8. Кризис старения связан с ощущением завершения своего жизненного пути. Если в старости человек удовлетворен своей жизнью в целом, то кризис проходит спокойно. Если же возникает чувство бессмысленности прожитых лет, то может появиться сильный страх смерти, который омрачает преклонные годы человека.
Каждый человек переживает все описанные кризисы, но с разной степенью интенсивности. Однако, как минимум один возрастной кризис переживается очень остро и болезненно. Это ощущение жизненного тупика, неудовлетворённости собой и собственной жизнью, обострённое чувство тревоги и страха, хотя ничего страшного вокруг не происходит. В такой ситуации помощь психолога бывает необходима. Конечно, есть люди, которые выходят из кризисы сами, но бывает так, что с этими ощущениями человек живёт годами, не имея собственных сил, чтобы справиться с кризисом самостоятельно.