Все мы как родители, бабушки и дедушки хотим, чтобы наш ребенок рос максимально здоровым и счастливым, а для этого нам нужны знания, что и почему происходит с нашими детьми в каждый момент их жизни. Весна — трудное время для родителей будущих первоклассников. Как психологически адаптировать ребенка к школе? Какие трудности могут возникнуть у него в младших классах? На что стоит обратить внимание в этом возрасте?

Итак, Вашему ребенку исполнилось 7 лет.

Он уже умеет вести себя в обществе, приобрел элементарные навыки самообслуживания, у него в целом ровное настроение. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением, но детские психологи не зря называют этот возраст «затишье перед бурей». Сейчас формируются основные жизненные стратегии и особенности характера ребенка. Поэтому это хороший момент, чтобы сделать запас положительных эмоций, сформировать достойную самооценку у ребенка, укрепить доверие между всеми членами семьи. Будьте уверены в своем ребенке — и он вырастет гармоничным, уверенным в себе человеком.

Главным в этот период является подготовка к школе, начало учебы и школьной жизни. Школа предъявляет к ребенку совсем другие требования, нежели те, что были в детском саду или семье. Формирование навыков дисциплины, самоорганизации, общения на новом уровне нередко становятся источником стресса для ребенка. Вспомните собственные ощущения на новой работе! А ведь вы — взрослый человек, с устоявшимися взглядами на жизнь и сформированной самооценкой. Младшие школьники пока еще лишены внутренней опоры. Они полностью ориентированы на оценки, предложенные им взрослыми. Если родители критичны, редко хвалят детей за их маленькие достижения, ищут в их работе ошибки, то в подростковом возрасте проблема низкой самооценки станет одной из главных. А если к тому же многочисленные педагоги, воспитатели и тренеры не доброжелательны или им не нравится Ваш ребенок, это становится реальной психологической травмой, источником психоэмоциональных отклонений.

Поэтому обязательно познакомьтесь с учителем. Опыт и регалии не всегда гарантия того, учитель подойдет именно вашему ребенку. Главное — он вам должен понравиться, тогда все вопросы, связанные с учебой, вы решите легко. Если у Вас есть интуитивное неприятие личности педагога, лучше поискать другого. Кроме того, желательно, чтобы темперамент и эмоциональность учителя были привычными для ребенка. Если в вашей семье царят спокойные, ровные отношения, а учитель экспрессивен и буквально фонтанирует эмоциями, ребенку будет трудно подстроиться к педагогу и процесс адаптации затянется.

Особая категория детей — школьники с нарушением внимания и диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция). Они вертятся на уроках, отвлекаются, не всегда улавливают суть задания, делают нелепые ошибки, например, путая в примерах минус и плюс, переставляя местами буквы. Особенности развития их нервной системы таковы, что произвольно концентрировать внимание в течение всего урока они просто не в состоянии, поэтому часть объяснения учителя просто ускользает от них. Помочь улучшить показатели внимания, памяти, снять избыточное эмоциональное напряжение и повысить успеваемость можно с помощью психологических техник, одной из которых является техника БОС — биологической обратной связи. Чтобы понять, в какой именно помощи нуждается ребенок, желательно провести грамотную психологическую диагностику. Ведь одни и те же ошибки могут быть следствием снижения объема внимания, его переключаемости, истощаемости психических процессов и нарушений памяти.

У таких деток нередко возникают проблемы с организацией учебного процесса. Родителям придется взять это на себя. Вот один из секретов, помогающих детям с нарушениями внимания, быстро находить ошибки в письме. Сделайте рамочку из картона, в которой помещается только одно слово. Постепенно перемещая ее по тетрадному листу, ребенок быстро увидит свои ошибки. Постепенно эту рамочку можно увеличивать, что будет тренировать способность ребенка концентрировать внимание на все большем объеме материала. Существует много подобных методов, которые Вам поможет подобрать детский психолог специально для Вашего ребенка.

В возрасте 7 — 10 лет есть ряд важных особенностей, о которых должны помнить родители младших школьников, чтобы потом, в возрасте полового созревания, избежать многих неприятностей.

Начало занятий, общение с одноклассниками, возможное рождение брата или сестры, развод или, наоборот, супружество одного из родителей — все это может служить причиной изменения в поведении ребенка. Вдруг ребенок начинает вести себя «как маленький». Проявления этого: сосание пальца, энурез, грызение ногтей, кручение волос на пальце и актуализация беспричинных страхов (страх темноты, остаться дома одному, проезда в транспорте). Часто на первый план выходят страхи, связанные с возможной потерей родителей, болезнью, смертью. Отнеситесь к этому серьезно и не жалейте для своих подросших малышей нежности, ласки и внимания.

Итак, становится понятным, что это внешне спокойный и благополучный возраст является для ребенка достаточно трудным в эмоциональном плане. Понаблюдайте, как Ваш ребенок справляется со своими эмоциональными перегрузками. К примеру, если Вы заметили, что ребенок трогает половые органы, теребит их, почесывает или потирает, задумайтесь, возможно, так он справляется со стрессовой для него ситуацией. То же относится к любым проявлениям агрессии — ломание игрушек, интерес к искалеченным и умершим животным, желание сделать физически больно кому-либо из близких или себе, использование преимущественно черного и красного цвета, а также темы смерти и насилия в рисунках. В этом случае стоит проконсультироваться с психологом или психотерапевтом, чтобы разобраться в причинах таких реакций и скорректировать их.

Хочется верить, что ваш ребенок подойдет к сложному возрасту подростка успешным, уверенным в своих силах, умеющим общаться с детьми и взрослыми, обладающим навыками личной безопасности, самоорганизации и самообслуживания. Во всяком случае, помочь ему стать таким — в ваших силах!