В сентябре в СМИ традиционно появляются материалы о том, как помочь первокласснику вступить в новую школьную жизнь, ведь от того насколько успешным будет старт, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям.

Вообще-то подготовку нужно начинать задолго до 1 сентября. Многие родители так и делают — учат своих чад писать, читать, отдают их на подготовительные занятия. Многие дети по уровню своей специальной подготовки готовы учиться даже во втором классе. А вот ко вступлению в новый коллектив, в новую среду обитания детей готовят редко. Слушайся учительницу, знакомься с детьми — вот о чем обычно говорят родители. Легко сказать.

Многие искренне считают, что на адаптацию к новому образу жизни, ребенку нужно недельку -другую. Затем все «устаканится» и ребенок, легко переориентируется.

На деле даже для самых подготовленных детей в первые дни в школе трудно все: долгая статическая нагрузка, когда нужно сидеть на одном месте, необходимость быстрого переключения с одного незнакомого вида деятельности на другой, общение с новыми детьми и учительницей. Все это становится настоящим стрессом, особенно если ребенок до этого не ходил в садик и воспитывался дома.

Психоневрологи отводят на период адаптации к школе не менее 4–6 недель, то есть почти всю первую четверть, а кому-то на привыкание к новому темпу жизни понадобится и больше времени.

И все это время родители должны очень внимательно наблюдать за состоянием ребенка, его поведением, настроением, реакциями, чтобы не упустить момент, когда их малышу понадобится помощь и поддержка.

Поскольку любую неприятность лучше предупредить, стоит пройти тестирование у детского психотерапевта и получить детальный анализ состояния ребенка с перечнем потенциальных проблем, рекомендациями по их предотвращению и анализом развития ситуации. Такое тестирование, кстати, рекомендуется пройти не только первоклассникам, лучше, если коррекция будет начата до поступления в школу. Для малышей 4–5 лет существуют специальные методики, помогающие вовремя избавиться от ненужных проблем.

Здесь срабатывает старое правило — предупрежден, значит — вооружен. Вместе со специалистом, который одновременно является и педагогом и психологом, можно поэтапно разбирать каждую ситуацию и получать рекомендации по коррекции поведения ребенка. Никаких сверхестественных заданий — четкие и логичные меры, которые к удивлению родителей дают быстрые и положительные результаты.

Единственное, с чем придется расстаться сразу — необъятные родительские амбиции.

Вполне понятно наше желание дать ребенку все самое лучшее: развивающие занятия, лучшие гимназии, компьютерную грамотность. Мы уверены, что наибольший объем знаний поможет ребенку успешно реализовать себя в будущем. А еще хорошо, если он сможет то, чего не смогли в детстве мы — выучить пару иностранных языков, преуспеть в спорте, закончить музыкальную и художественную школу. Отличные перспективы. Вот только способен ли малыш к таким перегрузкам? И всегда ли родители понимают, что их дети — другие, с другими способностями, талантами, возможностями?

Нет ничего более страшного для ребенка, чем постоянное сравнение его достижений с успехами других людей — одноклассников, знакомых детей, старших братьев и сестер. Сравнительный принцип, положенный в основу воспитания — прямая дорога к стрессу, отчуждению от родителей, формированию низкой самооценки, стремлению найти понимание на стороне — в уличной компании, виртуальной реальности.

Такой ребенок не сможет реализовать таланты, которые заложены в нем природой, ведь он всю жизнь стремится соответствовать чужим представлениям об успехе. Разве этого мы желаем своим детям?

Главная заповедь родительской любви — никогда не сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме него самого. Состязание с собственными результатами будет не менее увлекательным, а, главное, всегда продуктивным. Иначе в один прекрасный день ваш ребенок может просто отказаться ходить в школу, или начнет постоянно болеть. У таких болезней сугубо психологическая подоплека — так ребенок пытается убежать от школьных проблем и вернуться в обстановку, когда вокруг него озабочено хлопочет вся родня.

Подумайте, что важнее — здоровье ребенка, или ваше требование к обязательному обучению на «отлично»? Больной ребенок точно никаких успехов не добьется. А у троечника, который с удовольствием ходит в школу, есть шанс со временем исправить отметки. Кстати, стоит помнить, что школа, хоть и важный, но все-таки небольшой этап жизни. Так что по первым результатам обучения не стоит делать далеко идущих выводов. По официальной статистике среди лидеров современной политики и бизнеса практически нет людей, отлично учившихся в школе. А бывшие медалисты, в большинстве своем, не занимают должностей выше среднего управленческого звена. Любопытная информация для размышления?

Так что не пилите ребенка за неудачи и промахи. От этого он только замкнется, и вы вообще перестанете получать информацию о своем чаде, что называется «из первых рук». Предложите свою любовь и поддержку. Налаживание контакта, доверительных отношений в этот период важнее всего. Только так вы будет первыми узнавать о переживаниях и тревогах малыша, а значит, сможете вовремя обратиться к специалистам за помощью.