Толик учится во втором классе. Мальчик очень рослый и крепкий. От его тяжелой руки уже пострадало несколько ребят (толкнуть и ударить — привычное дело). Родители возмущаются и просят администрацию убрать агрессивного мальчика из школы. Алла, мама Толика, собирается обратиться в суд. Считает, что виновата школа, ребенка провоцируют к дракам язвительные замечания детей и учителей.
Откуда в ребенке появляется агрессивность? Почему ребенок стал агрессивным и непослушным, почему дерется? Как правильно реагировать родителям на агрессивное поведение детей? С подобными вопросами к психологам обращаются многие родители.
Агрессивность рассматривают как стремление причинить вред. У детей агрессия может проявляться

  • во враждебных мыслях и фантазиях: «Сейчас придет волк и тебя съест!», «Упадешь и сломаешь ногу».
  • в оскорблениях и угрозах: «Ты дурак», «Ты уродина», «Сейчас как дам!».
  • в действиях: толкаются, кусаются, плюются, бьют.

Часто агрессивному поведению сопутствуют вспышки раздражительности и непослушания, избыточная активность, драчливость, жестокость. Нужно срочно перевоспитывать ребенка — такова позиция большинства родителей.
Психологи отмечают, что стремление искоренить агрессию не только бессмысленно, но и вредно. Агрессивные тенденции заложены в самой природе человека. Агрессивность изначально служила биологическим механизмом реагирования и выживания. Развитие цивилизации все больше ограничивает проявление агрессивности нравственными и социальными рамками. Однако, постоянное подавление агрессивных проявлений может перенаправить энергию. Возникнет агрессия ребенка на самого себя, а это кратчайший путь к саморазрушению и психосоматическим заболеваниям. Чтобы жить в гармонии со своими биологическими механизмами и общественными нормами, мы учим ребенка проявлять агрессию соразмерно обстоятельствам и принятым правилам.
Родителям стоит беспокоиться, если проявления агрессии носят не эпизодический характер, а относительно устойчивы (часто проявляются в течение полугода и более). К подобным проявлениям относятся:

  • Частые вспышки гнева;
  • Частые споры с взрослыми;
  • Частый отказ выполнять требования взрослых;
  • Ребенок намеренно делает то, что раздражает других (говорят нельзя, а он подойдет и сделает);
  • Часто обвиняет других в своих ошибках и неудачах;
  • Ему легко досадить;
  • Часто дерется с другими детьми (не с братьями и сестрами);
  • Часто позволяет себе ударить или толкнуть взрослого;
  • Часто обманывает или нарушает обещания;
  • Проявляет жестокость по отношению к животным;
  • Злобен и мстителен;
  • Ругает сам себя или бьет себя.

Развитию агрессивности могут способствовать некоторые особенности семейного воспитания: чрезмерная опека или напротив холодность и равнодушие; пример агрессивного поведения в семье (частые ссоры в присутствии детей, оскорбления ребенка «Ты лентяй», «Ты тупой», угрозы «Отдам злому дяде», «Отдам в милицию», «Еще одна двойка и возьмусь за ремень» и физические наказания ребенка). Ведут к агрессии так же социальная неуспешность ребенка (нет друзей, «белая ворона»), пережитые ребенком стрессы, насилие. Пример агрессивного поведения могут дать сцены насилия и жестокости в фильмах и компьютерных играх (ежедневный 20–30 минутный просмотр сцен агрессии уже через месяц формирует у детей тягу пережить подобные состояния в жизни). Чтобы агрессивное поведение не закрепилось у ребенка и не переросло в свойство личности, лучше не откладывать проблему.
Необходимо обучать детей диалогу и компромиссному поведению, исключить примеры агрессивного поведения в семье, фильмах и играх, найти пути выхода излишнего возбуждения ребенка (активные игры и соревнования), помочь ребенку найти друзей, проявить себя и свои способности в коллективе, почувствовать себя успешным в какой-либо деятельности. Главное, начать с себя. Проанализировать, насколько вы агрессивны в общении с ребенком. Стремиться быть терпимее и дружелюбнее в общении с окружающими.
Опытный детский психолог поможет разобраться в причинах появления агрессии, найдет пути изменения ситуации в сторону конструктивного взаимодействия ребенка и окружающих, поможет совместно с родителями открыть ребенку радость общения.
После беседы с Аллой мы выяснили, что во всех драках и ссорах в классе всегда обвиняют Толю. Друзей у мальчика нет. Дома сделает уроки и к компьютеру. Отношения Толика в школе уже второй год обсуждаются и невольно направляются семейным советом (бабушка и мама ежедневно обсуждают учителей, родителей и одноклассников). «Нужно всегда уметь постоять за себя. Никогда не давать себя в обиду», — такие семейные установки передаются из поколения в поколение. Диалог, компромисс, юмор, интерес и уважение к другим — забытые явления в семейном репертуаре. Мальчик воспринял напутствие буквально. В результате каждый поход в школу воспринимался Толиком как маленькая война. Пошутили — толкнул. Обозвали — ударил.
Психолог помог маме осознать разрушительность семейной установки на постоянную вражду и понять ее роль в стимулировании у Толи агрессивного поведения. Мама пошла на примирение к классному руководителю, попросила помочь сыну найти друзей и дать возможность проявить себя. Одновременно Толя в течение двух месяцев занимался с психологом; велась работа по обучению самоконтролю, самопринятию и развитию умения общаться. В результате Толя нашел друга, был принят в школьный театр (играет колоритных богатырей), помогает девочкам носить портфели; мама разрешила приглашать одноклассников домой. Толя научился иронично реагировать на шутки по поводу своей комплекции. Конфликт в школе был исчерпан.