Человека, который много и успешно работает, принято уважать. Ведь он обеспечивает себе достойный уровень жизни, имеет высокую компетенцию в выбранном деле, и вообще состоялся как личность. Человек труда -это звучит гордо, вторим мы за классиком марксизма, и избираем трудоголиков примером для подражания. К сожалению, трудоголизм — ни что иное, как разновидность психологической зависимости, сродни игромании. Аналогичный уход от реальности, банальная попытка спрятаться от внутренних психологических проблем, но за ширму социально одобряемого поведения. Что ж, любая зависимость — прежде всего выбор самого человека, но, к сожалению, сегодня появляется все больше трудоголиков по неволе — людей, для которых работа становится культом, чей чрезмерный трудовой энтузиазм искусственно и планомерно развивается работодателем.

Как труд «сделал» человека


Все подруги завидуют Марине черной завистью. Еще бы, позиция тор-менеджера в компании, имя которой у каждого на слуху, дорогая машина, красивая одежда, бесконечные стажировки за границей и зарплата, равная квартальному бюджету иной поселковой администрации. Правда, видятся они в последнее время редко. Марине всегда некогда, судачат подружки. Зазналась. Да и действительно, когда ни позвонишь, она всегда на работе — с утра до позднего вечера. Не удивительно, что муж от нее ушел. Кому же охота видеть жену только на фотографии. Хотя нет, мужа Маринка выгнала сама. Тот забил холодильник продуктами, производства компании, с которой конкурирует Маринина фирма. Марина обвинила мужа в предательстве, заявив, что человек способный изменить идеалам компании, легко изменит и семье. Тут выяснилось, что муж никогда проблемой брендового выбора не заморачивался, а покупал то, что нравится, и «корпоративных» продуктов на столе почти никогда и не было — Марина просто редко в холодильник заглядывала. Словом, никто и предположить не мог, что продуктовый скандал разгорится с такой силой, и муж — замечательный парень, между прочим, — будет выдворен из семьи с клеймом изменника.
Повод для развода только со стороны кажется смехотворным. Для Марины нет ничего серьезнее, чем интересы фирмы, так что гнев ее был не напускным, а самым искренним, трагедия предательства совершенно реальной.
Сейчас, приходя с работы в пустую квартиру, Марина почти не жалеет о разводе. Если честно, то на семейную жизнь у нее просто не хватало ни сил, ни времени. Ее рабочий день начинается в 8 утра, заканчивается после 9 вечера. Сил остается только на то, чтобы доехать до дома и рухнуть в постель. Внутренний таймер истерично отсчитывает время, украденное от сна ради домашних хлопот. Семейные разговоры, бытовые мелочи раздражают. Счастливой, деятельной, оптимистичной Марину давно видят только коллеги по работе.
Марина — топ-менеждер высшего звена, отличный специалист, ценный винтик в машине для получения прибыли, зомбированный продукт психологической обработки под названием управление персоналом.

Великая миссия


В западных технологиях администрирования вопросам мотивации персонала уделяется огромное значение. Профессиональные психологи разрабатывают все более оригинальные тренинги, помогающие сделать из разных людей, волей случая оказавшихся на одном предприятии, работоспособную, слаженную команду. Team-building, тренинги командообразования, формирование корпоративной культуры, выездные семинары, ежедневные митинги, стажировки, коллективный отдых — все ради того, чтобы сотрудник осознал свою ответственность перед компанией, и начал трудиться не из-под палки, а во имя великой миссии процветания фирмы.
Со стороны все выглядит оптимистично: образованные, хорошо зарабатывающие, уверенные в себе люди, объединенные благородной целью продвижения любимой компании. Просто картинка с рекламного буклета!
Только как жить рядом с человеком, в жизни которого вдруг перестают существовать иные ценности кроме работы?

Участь белки в прайде


Рефрен многих компаний: коллектив — это большая семья. Семейные ценности — доверие, забота, взаимовыручка, жертвенность — поставлены на службу фирме. Опасная подмена понятий. Потому что даже самый слаженный коллектив — это общность конкурентов. И сравнивать его нужно не с семьей, а с прайдом, где все подчинены жесткой иерархии, но каждый знает, что может занять место вожака, если сумеет того сожрать. Существование в таком психологическом прессинге сопровождается изматывающим внутренним напряжением, паническими атаками. Работа истощает эмоциональные резервы. Начинаются бессонницы, депрессии, гипертония. Инфаркты и инсульты не редкость даже для совсем молодых людей, делающих карьеру. Жизнь состоящая из работы с перерывом на сон не позволяет видеть ничего, кроме сверкания спиц белкиного колеса.
Главная опасность корпоративных культов в том, что они претендуют не только на физические, и интеллектуальные силы работника — за что ему собственно и платят деньги, но и используют психологические резервы организма.
Мы редко задумываемся, что реальная семья — это место, где каждый черпает душевные силы, получает эмоциональную разрядку, реализуется во многих личностных аспектах, которые необходимы для гармонии, ничуть не меньше профессионального роста. Семья жизненно необходима для душевного здоровья!
Трудоголикам восстанавливать душевные силы негде — молодые сотрудники не успевают вступать в полноценный брак, да и не видят в нем потребности, а те семьи, что были созданы ранее, почти всегда под угрозой распада.
Опустошение — вот расплата за успех. Не выручают даже служебные романы, ведь их первотолчок, не сексуальное влечение двух людей, как это происходит при нормальных отношениях, а почти неизбежное сближение объединенных общим делом товарищей, которые вынуждены проводить слишком много времени рядом. Такие пары — тандем двух одиночеств, не стремящихся к созданию семьи, и отношения сохраняются ровно столько времени, сколько этот союз позволяете выживать в коллективном сообществе.

Рискованное капиталовложение души


Разумеется, история с Мариной — крайность, но, в современной жизни таких крайностей становится все больше. Как помочь людям, ставшим жертвой психологической атаки, фанатами корпоративного культа. Первое, что приходит в голову — посоветовать им уйти с работы. Но кто же всерьез воспримет рекомендацию оставить место, дающее высокий доход и возможность профессиональной самореализации. Хотя, если необходимость прыгать по деревьям во время веревочного тренинга, петь гимн компании на платформе метро и по три раза в день обнимать на улице незнакомцев, кажется вам унизительной может не стоит и начинать такой трудовой путь. Карьера, построенная на унижении радости не принесет.
Противостоять натиску изощренных технологий мотивирования можно только одним путем — освоив навыки гигиены психологического здоровья. Психологи знают, как обеспечить психологическую защиту эмоциональной сферы личности, научить работника разумного цинизму при выполнении тренинговых заданий, показать ему, что добиваться профессионального успеха можно и не «вкладывая в труд душу», в прямом значении этого слова.
В конечном итоге выиграет тот, кто научится сочетать работу и жизнь. И в ответе на вопрос — зачем я работаю, сумеет правильно расставить приоритеты. Главное, чтобы помощь пришла вовремя. До того, как безжалостная бизнес-машина пережует и выплюнет еще одного работника.