- Елена Никифорова, детский и подростковый психолог
- Семья
Агрессивное поведение ребенка
Причинами агрессивного поведения ребенка могут быть следующие:
- страх и незащищенность ребенка, полученные психологические травмы,
- низкая самооценка и попытки ее компенсировать,
- нарушение коммуникации,
- неудовлетворение эмоциональных потребностей ребенка,
- использование модели агрессивного поведения взрослых (дома, в социуме),
- невротизация ребенка в силу соматических заболеваний или конфликтной, напряженной обстановки в семье,
- чрезмерные требования к ребенку дома, в детском саду или в школе,
- неумение взрослых выстроить систему требований и поощрений в кризисные периоды развития ребенка,
- нарушение социализации у детей подросткового возраста.
Агрессивное поведение ребенка. Что понимают под этим взрослые? Часто я слышу: «он (она) требует», " хамит», «не слушается», «слышит с десятого раза», «говорит «нет», «не хочу», «не буду», «ложится на пол», «колотит ногами», «орет», «устраивает истерики», реже: «дерется», «бьет одноклассников», «обзывается, дразнится», «грубо отвечает».
Что стоит за этими словами? Каждый из нас вкладывает свой смысл, видит свою картинку. Поэтому, прежде всего, хорошо бы разобраться, что происходит конкретно. Помню замечательную историю, когда в детском саду три воспитательницы
Когда мы описываем поведение ребенка, особенно агрессивное, то делаем это очень эмоционально. Наши эмоции ярко окрашивают реальность, которая неожиданно превращается в историю, где персонажи уже наделяются силой, властью, желаниями чрезмерно позитивными или негативными. Агрессия, протест, капризы не нравятся нам, взрослым, так давайте попробуем подетально и поэтапно восстановить то, что происходит: что мы говорим, что делаем, чем в это время занят ребенок, что он говорит нам в ответ, как ведут себя окружающие, что происходит дальше, как это бывает обычно, что добавилось в этот раз, чем обычно все заканчивается, чего бы нам хотелось в результате, что останавливает конфликт, что усиливает? Множество вопросов, на которые мы можем искать ответы вместе.
Агрессивность маленьких детей обычно связана с потребностями ребенка:
Дети младшего школьного возраста испытывают сильное давление со стороны социума, к ним предъявляется сразу много требований, их жизнь жестко регламентирована. Попробуйте выдержать такое напряжение! Важно помочь ребенку, понять, в
В подростковом возрасте все несколько сложнее. На первое место выступают сверстники. Эти связи для ребенка в
Как детский психолог работает с агрессивным ребенком:
Диагностика:
- интервьюирование родителей,
- непосредственное наблюдение за ребенком,
- рисунок семьи, кинестетический рисунок семьи,
- тест «Дом, дерево, человек»,
- тест тревожности,
- тест Баса- Дарки.
Методы, используемые для коррекции агрессивного поведения: игровая терапия, арттерапия, гештальт подход.
Ожидаемый результат: снижение агрессивности ребенка, лучшее взаимопонимание в семье, сотрудничество со взрослыми и возможность выстроить систему договоров с подростком, улучшение коммуникации и социализации детей.
Работа с агрессией — это нахождение баланса между поддержкой и твердостью и четкостью правил. Поиск баланса постоянно актуален в наших взаимоотношениях. Это уникальный процесс, благодарная работа, результаты которой радуют.
Количество встреч зависит от возраста ребенка, глубины проблемы. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста — от 8 встреч, для подростков — в течение полугода, один раз в неделю. Участие родителей в процессе коррекции — обсуждение результатов в промежуточный период встреч психолога с ребенком — обязательно для детей, не достигших 15 лет.