Каждый из нас, будучи ребенком, испытывал на себе давление со стороны родителей. Ребенок вынужден подчиняться их желаниям, требованиям, установкам, поскольку он полностью от них зависит. Часто эти требования носят приказной характер и никак не объясняются. Если ребенку проще подчиниться, чтобы не расстраивать родителей или избежать наказания, то такая модель отношений закрепляется и может работать и во взрослом возрасте.

Достаточно распространенная ситуация, когда на прием к психологам приходят молодые люди, которые все еще испытывают огромное давление со стороны родителей.

Например, ситуация, когда родители сами не получили высшего образования, но настойчиво требуют этого от своих детей. Им все равно, какое высшее учебное заведение они закончат, главное сам факт наличия «корочки». При этом совершенно не важно, какие интересы у ребенка, какие мечты, желания…

Также распространенная ситуация вторжения в личную жизнь ребенка, когда у родителей есть четкое представление о том, каким должен быть избранник или избранница, и каждого, кто не подходит под эти критерии, родители жестко критикуют.

Еще одна классическая ситуация, когда родители всеми силами пытаются удержать взрослого ребенка рядом с собой. Очень часто это объясняется адекватными на первый взгляд причинами: проблемы со здоровьем, финансовые вопросы («Зачем нам жить отдельно — это дорого!»), призывы к ответственности за стареющих родителей («Я тебя всю жизнь растила, а теперь, когда я больше всего нуждаюсь в тебе, ты уходишь…«).

Результат таких отношений — частые колебания настроения уже взрослого ребенка, поскольку он, с одной стороны, пытается вырваться из-под родительского контроля, а с другой — прочно привязан к родительской семье, продолжает выполнять их требования, чтобы оставаться «хорошим ребенком». Кроме того, полученная профессия часто не приносит радости и не дает возможности добиться успеха. Личная жизнь также бывает не устроенной, поскольку родители постоянно в нее вмешиваются.

Как правило, когда такой «взрослый ребенок» обращается за помощью к психологу, он говорит о том, что не может больше жить под родительским надзором, но и самому справиться с ситуацией не удается. Одна из основных причин — чувство вины, испытываемое перед родителями: «Они без меня не справятся — у них плохое здоровье», «Они совсем испортят отношения друг с другом — только я могу их примирить», «У мамы кроме меня никого нет, как она будет одна?»

В психологии есть такое понятие «Синдром пустого гнезда» — когда дети выросли и уходят из родительской семьи. Это один из сильнейших семейных кризисов, поскольку родителям необходимо полностью перестроить свою жизнь после 18–20 лет привычной заботы о детях, жизни их проблемами, их радостями, их здоровьем. По сути, им надо снова оставаться одним, сблизиться друг с другом, вспомнить о своих интересах или найти новые, словом, жить своей жизнью. Часто этого не происходит, и поэтому гораздо проще всеми силами удерживать своих повзрослевших детей. Однако дети не должны нести ответственность и жертвовать своей жизнью, поддерживая родительскую семью и компенсируя родительское одиночество или скуку.

Основными задачами в психологической работе с такой ситуацией становятся избавление от чувства вины и перестраивание отношений с родителями на новый (взрослый) уровень, что очень непросто, поскольку зачастую родители всячески этому сопротивляются и продолжают давить на знакомые «кнопки», которые еще долго могут срабатывать. Но чем реже они получают ожидаемую реакцию, тем меньше становится их влияние на взрослого ребенка, и тем быстрее они будут вынуждены перестроить и свою жизнь на новый лад.