Отзвенел первый звонок, потянулись учебные будни, и первоклассники — вчерашние малыши начали привыкать к школьной жизни. Очень ответственный период, ведь от того, как складываются первые месяцы учебы, во многом зависит, будет ли ваш ребенок с удовольствием ходить в школу все последующие годы.

Даже для самых подготовленных детей в первые дни в школе трудно все: долгое пребывание на одном месте, необходимость быстрого переключения с одного предмета на другой, общение с новыми детьми и учительницей. Все это становится настоящим испытанием, особенно если ребенок не ходил в садик и воспитывался дома.

Психоневрологи отводят на адаптацию не менее 4–6 недель. И все это время родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка. Настораживать должно все: если появились нервозность, раздражительность, агрессивность, или наоборот, если ребенок замкнулся, не рассказывает о новых друзьях и событиях, если появился энурез, проблемы со сном. Первоклашка может начать постоянно болеть. У таких болезней нередко сугубо психологическая подоплека — так ребенок пытается убежать от дискомфорта, который он испытывает в новой обстановке и вернуться домой, где вокруг него озабочено хлопочет вся родня.

Стресс поступления в школу накладывается на возрастной кризис развития малыша (кризис 7 лет). Ребенок не только вытягивается в росте и теряет зубы, меняется его поведение. Часто ребенок ведет себя странно, вычурно, натянуто, начинает паясничать, Многое в его поведении просто пугает родителей. Взрослым следует помнить, что это лишь временные явления, но они неизбежные спутники кризиса. Ведь из икры не сразу появляется лягушонок.

Необходимо как можно чаще бывать в школе, расспрашивать педагогов о поведении ребенка на уроках и переменах. Не спешите отмахиваться от жалоб учителя, мол, ребенок еще не привык к новым требованиям. Все не так безобидно. Если малыш не может усидеть за партой, мешает одноклассникам, если проводит переменки в одиночестве, вообще, если ребенок без удовольствия идет в школу — это повод бить тревогу и обращаться за помощью к детским психологам. Плохое настроение, низкая работоспособность, логопедические проблемы, как правило, являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, ему необходим щадящий режим, посильные нагрузки в школе и помощь психолога и невролога

Во время тестов, которые выглядят, как увлекательная игра, специалист найдет первопричину проблемы, и даст рекомендации по коррекции поведения ребенка. Никаких невыполнимых заданий — четкие и логичные меры, которые к удивлению родителей дают быстрые положительные результаты.

Например, психолог часто рекомендует для ребенка щадящий режим, ведь усиленные нагрузки требуют больше времени на сон и отдых. Стоит только родителям ограничить время просмотра телевизора и настоять, чтобы ребенок всегда ложился спать не позднее 10 часов вечера, и от раздражительности или плаксивости не остается и следа. Другой распространенный случай — ребенок никак не может наладить контакт с одноклассниками. Помогает нехитрый прием: сами познакомьтесь с кем-нибудь из родителей, пригласите в гости, устройте для детей поход в кино или музей. Выходные, проведенные вместе, очень сближают ребят, и робость в общении исчезает сама собой. И даже если дружба «санкционированная» сверху продлится недолго, в дальнейшем ребенок будет без боязни знакомиться со сверстниками и заводить себе новых друзей.

Нередко первоисточник нарушения поведения нужно искать не в детях, а в родителях, точнее — в необъятных родительских амбициях. Вполне объяснимо желание дать ребенку все самое лучшее: развивающие занятия, лучшие гимназии, компьютерную грамотность. А еще хорошо, если он сможет то, чего не смогли в детстве мы — выучить пару иностранных языков, преуспеть в спорте, закончить музыкальную и художественную школу. Отличные перспективы. Вот только понимают ли взрослые, что их дети — это другие люди со своими интеллектуальными и физическими возможностями? И они не всегда готовы соответствовать завышенным ожиданиям.

Главная заповедь родительской любви — никогда не сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме него самого. Замечания: «Вот брат в твои годы уже умел…," или " Посмотри, как аккуратно пишут другие дети…" отбивают желание учиться, рождают озлобленность.

Сравнительный принцип, положенный в основу воспитания приводит к отчуждению, формированию низкой самооценки. Так необходимое одобрение и понимание маленький человек ищет на стороне, и становится жертвой игровой и компьютерной зависимости, или уходит в уличные компании.

Учитесь поддерживать ребенка: «У тебя это получится. Помнишь, раньше не умел читать, теперь умеешь.». Найдите в неудачной работе школьника то, что получилось — один правильный пример, одна красивая буква. Похвалите его, а уже потом разберите ошибки. Состязание с собственными результатами не менее увлекательно, а, главное, всегда продуктивно.

Стоит помнить, что школа, хоть и важный, но все-таки небольшой этап жизни. Так что по первым результатам обучения не стоит делать далеко идущих выводов. Существуют статистические данные о том, что среди лидеров современной политики и бизнеса очень мало людей, отлично учившихся в школе. А бывшие медалисты, в большинстве своем, не занимают должностей выше среднего управленческого звена. Любопытная информация для размышления?

Так что не пилите первоклашку за неудачи и промахи. Учитесь слышать ребенка: его переживания, сомнения, тревоги, радости, надежды — вот что должно интересовать вас. И уже в последнюю очередь, какие оценки получил.

Практика показывает, что у многих детей возникают определенные трудности в 1 классе. А вот причины этих трудностей у каждого свои. Не стесняйтесь обращаться к психологам за советом, помощью — если профессиональная помощь оказана вовремя, то адаптация к школе пройдет на удивление легко.