Первый раз в первый класс! Это одно из самых запоминающихся событий в жизни ребенка и родителей. Это пора перемен. Ваш ребенок вступает в тот возраст, в котором начинает формироваться его «социальное Я». Он теперь не только мамин и папин, он теперь и член общества, а это означает, что в его жизни появятся новые нормы и правила поведения, новый режим, новые люди — учителя, сверстники. Если раньше в его жизни преобладала игровая деятельность, то теперь ее становится гораздо меньше, и на первый план выходит обучение.

Для того, чтобы помочь вашему первоклашке быстрее адаптироваться ко всем переменам, важно понимать что же происходит с ребенком в этот период. Что же это за кризис? Нужно отметить, что любой возрастной кризис — это процесс развития психических структур, поэтому не стоит пугаться изменений в вашем ребенке. Если эти перемены настали, значит развитие идет своим чередом. А пугать и вводить в смятение здесь есть чему. Очень часто родители 6–7 летних детей говорят о том, что их ребенка словно подменили. Они не узнают своего вчерашнего малыша в новом неуправляемом человечке.

В этот период очень заменым становится желание самостоятельности, попытки делать все по-своему, споры с родителями по поводу привычных бытовых вещей. Очень часто ребенок ведет себя как-бы неестественно — капризничает, паясничает, кривляется, строит клоуна. Это может вызывать раздражение. На самом деле, все это говорит о потере детской непосредственности. Все, что раньше вызывало улыбку и умиление, теперь смотрится искусственным и нелепым. На фоне таких проявлений происходят серьезные психические процессы — дифференциация внутреннего и внешнего Я, то есть процесс разделения своих желаний, чувств и внешних проявлений и реакций. В этот процесс привносится интеллектуальный компонент.

Очень часто родители отмечают, что ребенок слишком часто напоминает, что он уже не маленький, и обращаться просит с ним, как со взрослым (а не сюсюкать, например). Появляется самостоятельность. Ребенок может сам выбраться себе какое-то занятие и посвятить ему долгое время, но после этого будет очень ждать оценки своего дела со стороны родителей. Поэтому всегда очень важно хвалить за отлично проделанную работу, и не критиковать, если что-то вышло не очень хорошо. Также важно не отказывать в помощи в такие моменты (несмотря на то, что до этого ребенок заявлял, что он все сам сделает). Можно, уже в свою очередь, просить о помощи в делах по дому.

В этом возрасте происходит осознание своих чувств: «я сержусь», «я радуюсь», «я расстроен». И к этому добавляется постепенно формирующаяся возможность брать их под контроль, а не всегда демонстрировать.

    Общие рекомендации для облегчения адаптационного периода:

  • Уделить достаточное время подготовке к школе. Это могут быть домашние занятия или на специальных курсах. Важно постепенно сформировать усидчивость и концентрацию внимания на одном занятии определенное время.
  • Пройти консультацию у педагога-психолога для определения готовности ребенка к школе.
  • Научите ребенка знакомиться с другими детьми, чтобы он мог легче найти себе друзей в классе.
  • Каждый день после школы обсуждайте события, которые произошли там. Важно больше уделять внимания именно событиям, а не только полученным оценкам, особенно в первое время. Обсуждайте план на следующий день, что предстоит, как можно подготовиться.
  • Обращайте внимание на эмоциональное состояние.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими.
  • После школы обязательно гулять или заниматься активными видами деятельности. Не перегружать дополнительными занятиями.
  • Соблюдать режим сна и бодрствования.
  • Постепенно перестраиваться родителям, менять способ взаимодействия с растущим ребенком, учитывая все изменения данного периода.
  • Поддерживать, уважать и принимать, какими бы не были успехи на начальном этапе обучения.