Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.

М.Монтень

В основе корреционно-развивающей работы находятся уникальные особенности детской психики — потенциал заложенного развития, высокая пластичность нервной системы, адаптационные способности.

Эффективность занятий зависит от возраста ребенка и своевременности обращения к специалистам, локализации и времени возникновения нарушений, не в последнюю очередь от особенностей детско-родительских отношений, той социальной среды, в которой развивается ребенок. Корреционно-развивающая работа не дает быстрого результата, у кого-то из детей первые продвижения в развитии наблюдаются после 10–12 занятий, у кого-то после 35–40.

Необходимо принимать во внимание, что максимальная пластичность (способностью к изменению) мозговых систем, а следовательно высокий корреционный потенциал характерен для детей до 7-летнего возраста. К 9 годам мозг завершает свое интенсивное развитие, это уменьшает компенсаторные возможности. В подростковом возрасте работа будет эффективна только в том случае, если подросток сам мотивирован, вовлечен в процесс работы. При отсуствии внутренней мотивации эффективный результат маловероятен. Чем моложе ребенок, тем пластичнее мозг, тем с помощью меньших усилий ему можно помощь, чем ребенок старше, тем больше зависит от него самого, его упорства, готовности работать.

Возраст оказания нейропсихологической помощи: адаптированные методы могут использоваться с 4-х лет, большинство методов ориентировано на возраст 6–9 лет.

Нейропсихологическая корреция предполагает обязательное вовлечение родителей в корреционно-развивающий процесс. Родители принимают активное участие, выполняют с детьми домашние задания, проводятся консультации для родителей, на которых специалист выясняет особенности детско-родительских отношений, при необходимости совместно с родителями вырабатываются стратегии эффективного взаимодействия с ребенком. Кроме того, в процессе коррекционных занятий обращается внимание на психоэмоциональное состояние ребенка, его психологические потребности, что также является предметом обсуждения в ходе консультаций.

Целью нейропсихологической коррекции является развитие слабых сторон высших психических функций при опоре на сильные звенья, выявленные в ходе нейропсихологического обследования. Предлагаемые в центре программы нейропсихологической коррекции основываются на методе замещающего онтогенеза (Семенович А.В.), методах когнитивной коррекции (Ахутина Т.В.). Сенсо-моторная коррекция готовит почву, базу для формирования когнитивных процессов, когнитивная коррекция предполагает одновременное развитие базовых предпосылок, фундамента когнитивных функций и самих функций. Так, в основе трудностей счета лежат пространственные трудности, к пространственным трудностям относятся и другие процессы, например, понимание логико-грамматических конструкций (предлогов, падежных окончаний). Чем младше ребенок, тем важнее психомоторное развитие, чем старше, тем важнее когнитивная нейрокоррекция.

Как проходят занятия по нейропсихологической коррекции?

Программа нейропсихологической коррекции выстраивается на основе диагностики индивидуально для каждого ребенка. Занятия проводятся курсами. Один курс включает 24 занятия. Количество курсов зависит от возраста ребенка, диагностированных трудностей, степени участия родителей (выполнение домашних заданий).

Режим проведения занятий: два раза в неделю. Возможен более интенсивный режим работы. Время проведения занятий 45–50 минут. Занятие проводится в присутствии родителя. Родитель выполняет с ребенком ежедневные домашние задания (от 10 до 20 минут в день).

Структура занятия включает следующие блоки:

1. Блок психомоторной коррекции базовых функций (разминка, дыхательные, двигательные упражнения, самомассаж, растяжки).

2. Блок когнитивной коррекции: коррекция высших психических функций.

3. Блок релаксации.

Основными мишенями корреционной работы могут быть:

— оптимизация нейропсихосоматического статуса методами двигательной, сенсомоторной коррекции,

— развитие способности планировать и контролировать свои действия,

— формирование пространственных представлений, зрительно-пространственных фукций,

— развитие процессов памяти различных модальностей (зрительной, слуховой, двигательной),

— развитие зрительно-вербальных функций,

— развитие графомоторных навыков,

— развитие речевых функций,

— гармонизация психоэмоционального состояния ребенка,

— выстраивание более адекватной системы внутрисемейных отношений.

Мария Бондарева
детский психолог, нейропсихолог