Высшие психические функции (ВПФ) — сложные психические процессы, к которым относят движение, память, внимание, мышление, речь и др. ВПФ формируются прижизненно не являются врожденными; социальные по происхождению, т. е. формируются только в процессе взаимодействия людей; опосредованны речью, т. е. ведущую роль при формировании функций играет речь. Поэтому, если у ребенка речь развита недостаточно, она начинает тормозить развитие других познавательных функций. Высшие психические функции являются произвольными, т. е. человек может сам ими управлять, так сосредотачивает на чем-либо внимание не потому что кто-то (родители, учителя) заставляет, а потому что сам себя способен заставить, жервуя чем-то занимательным и интересным.

В контексте формирования высших психических функций хотелось бы остановится на трудностях обучения современных детей. Родители нередко обращаются с жалобами на рассеяность, невнимательность, «глупые» ошибки, трудности в овладении счетом. Многим детям учится трудно, но у некоторых детей эти трудности имеют выраженный характер. Чаще всего такие дети неуспевают по одному-двум предметам, или дети «изо всех сил стараются» и успевают по всем предметам, но ценой собственного здоровья. Именно таким детям, для которых характерно частичное отставание в развитии ВПФ можно помочь с позиции нейропсихологического подхода.

Развитие психических функций — длительный процесс, одни формируются раньше (тактильные функции, зрительно-предметное восприятие), другие позже (саморегуляция), в связи с этими особенностями функции развиваются неравномерно, у кого-то лучше развит слух, у кого-то зрительное восприятие или ориентировка в пространстве. Трудности в обучении наступают тогда, когда ребенок не может сам скомпенсировать слабые способности сильными, и начинает не соответствовать социальным требованиям, педагоги и родители замечают трудности в учении.

Какими могут быть трудности в учении?

Во-первых, у ребенка может быть недостаточно развиты функции самоконтроля. В этом случае ребенку трудно сосредоточиться, он легко отвлекается на посторонние стимулы, не вникает в содержание задачи, отвечает не подумав. Эти дети нуждаются в организующей помощи, так как самоорганизация — их уязвимое место. Трудности саморегуляции проявляются во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но в большей степени — при решении мыслительных задач.

Во-вторых, ребенку может быть трудно поддерживать оптимальный уровень активности, что проявляется либо в повышенной активности (неугомонные, нуждающиеся в постоянном движении, не могут усидеть на одном месте, поднимают руку прежде, чем учитель задаст вопрос, трудно соблюдать дисциплину) либо в пониженной активности (вялые, инертные, безинициативные, быстро устают). Дети с низкой активностью нуждаются в повышении мотивации, дозировке заданий, смене видов деятельности.

В-третьих, у ребенка могут быть трудности, связанные с обработкой информации. При трудностях обработки слуховой информации страдают чтение, письмо, ребенок путает близкие по звучанию и произношению звуки, трудности чтения пытается компенсировать угадыванием (читает начало слова, окончание придумывает). Иначе проявляются трудности переработки зрительно-пространственной информации: ребенку трудно ориентироваться в листе бумаги, найти начало строки, трудно вспомнить, как пишется буква, зеркальность, слитное написание двух и более слов. На уроках математики ребенку трудно считать в столбик. При трудностях обработки зрительной информации у детей задерживается формирование словарного запаса, усвоение букв, овладение чтением. Рисунки ребенка выглядят бедными, однообразными.

В связи с этим хочется отметить, что лучшая коррекция, — это профилактика!