Если мы откроем любой медицинский справочник, там будет написано: Зависимость — это хроническое психическое заболевание. Что такое хроническое? — это значит, неизлечимое, текущее с ремиссией и периодическими обострениями, психическое — это заболевание психики, которое лечится, как правило, в психиатрических больницах, куда, как известно, лучше не попадать.

И если про зависимости от какого-либо вещества (никотин, алкоголь, наркотики) большинство людей достаточно много знают, то про так называемые нехимические зависимости знаний гораздо меньше. Что же это такое, и почему возникают такие зависимости, если нет вещества, к которому привыкает организм?

К нехимическим зависимостям можно отнести игровую, компьютерную, интернет-зависимости — достаточно распространенные среди современных подростков. Формируются они исключительно на психологическом уровне. И, как известно, у здоровых счастливых людей зависимости не возникает, значит зависимость — это результат нерешенных вовремя психологических проблем.

Итак давайте разберемся, чем подростковый возраст так опасен с точки зрения возникновения зависимостей. Что происходит с нашими детьми?

Во-первых, изменение гормонального фона, этим объясняются частые перепады настроения, неуравновешенность, бурные реакции на казалось бы обычные события. Появление волос на теле, прыщей на лице — все это действительно пугает подростка, делает его излишне раздражительным. Вчерашние товарищи по классу начинают делиться на юношей и девушек и каждый подросток отвечает на вопрос: интересен ли я противоположному полу, могу ли я понравиться? Более того, одной из основных задач подросткового возраста является ответ на вопрос кто я, какой я? И если в детстве этот ответ подкреплялся реакциями близких: мамы, папы, бабушки, первой учительницы — т. е. если они говорили, что ты хороший и с тобой все в порядке — этого было достаточно. Сейчас ответить предстоит самому, без вашей помощи. Как правило, ответы самому себе неудовлетворительные: не устраивает свой внешний вид, одежда, да и с общением со сверстниками и со взрослыми тоже немало проблем. Начинаются уходы в себя, бессмысленное лежание на диване, нежелание никуда ходить и вообще что-либо делать. Это то, что мы называем скукой: развлечь себя и придумать себе занятие подросток не может, а вот последовать за приятелем, который говорит, что знает потрясающую вещь, которая точно поможет развеселиться и расслабиться — может точно. Вот тут и становится понятно, чем же интернет пространство так привлекательно для наших детей. А тем, что там ты можешь играть какую угодно роль: бесстрашного героя или ужасного злодея, рассказывать о себе всякие небылицы и придумывать себе имидж, о котором в реальной жизни ты можешь только мечтать. То есть именно там виртуально можно осуществить все свои мечты. И опасность этого виртуального мира состоит в том, что играя в игры или общаясь в онлайн пространстве подросток абсолютно не может приспособиться к миру реальному, где общаться и быть в социуме намного сложнее.

Сразу говоря о том, что мы, родители, можем тут сделать: получается, что наша задача — подсказать подростку другой способ справляться со своим внутренним напряжением, со своими проблемами и неудачами. Какой? Если у вас доверительные отношения с ребенком, он ведь может придти и рассказать о своих неудачах и проблемах вам. А вы не будете его ругать, обзывать неудачником или идиотом, что часто встречается, а просто выслушаете его и поддержите, может быть вместе с ним поругаете друга или подругу, который поступил не лучшим образом, удивитесь необоснованно поставленной двойке по геометрии, нальете ему чаю и вместе посидите за столом.

Еще один важный фактор — окружение. Все мы понимаем, что если в компании принято курить, пить пиво или употреблять спиды, то очень сложно отказаться это делать. Потому что иначе ты останешься один, компания тебя рано или поздно отторгнет. Следовательно, варианта два — или подросток понимает, что с этими людьми мне не по дороге и меняет компанию, либо противопоставляет себя компании и не употребляет. Это возможно только если у подростка есть другая поддержка, например, опять же доверительные отношения с родителями, то есть некий тыл, уверенность, что он не один, а также уверенность в том, что он поступает правильно, не поддавшись на всякие уговоры и «на слабо». Что вы, родители, можете сделать в данном случае? — принять подростка как личность. Общаться с ним так, как вы общаетесь со своими друзьями или подругами, ведь если вы с чем-то не согласны, в споре со взрослым человеком вы не будете употреблять аргумент «я сказал так, значит так», не даете подзатыльники, не хватаетесь за ремень. Вы аргументированно доказываете свою точку зрения, соблюдаете правила приличия. Безусловно, вы должны говорить о своих реакциях на поступки подростка, но постарайтесь донести до него одну простую мысль: вообще-то я очень люблю тебя и готов поддерживать тебя, но конкретно этим твоим поступком я недоволен.

Еще одна очень важная особенность подросткового возраста — протестные реакции, привлечение внимания. Их вечные споры и слово «нет» способны вывести из себя даже самого стойкого родителя. И употреблять наркотик или алкоголь они могут тоже начать из чувства протеста: родители говорят нельзя, а я буду! Им назло! Тут возникает один резонный вопрос: а что происходит в ваших отношениях с подростком, что ему хочется сделать вам назло?!

Следущая особенность подросткового возраста -любопытство. Действительно, что это за штука такая — эта сигарета, как действует алкоголь, что такое этот косяк?! И все кругом это пробуют! Наша задача здесь одна — просветительская. Конечно, ты можешь попробовать, но вот смотри: опасности есть, они вот такие. Самое главное здесь, чтобы то, что вы говорите не расходилось с тем, что вы делаете. Потому что, понятное дело, курящая мама, рассказывающая о вреде табака, выглядит совсем неубедительно.

Желание казаться взрослым. Ведь пиво или сигарета — это атрибут взрослой жизни, а подростку кажется, что быть взрослым — это здорово! Это самостоятельность и свобода, а про ответственность они не задумываются — узнают об этом позже. И в этом смысле нам, родителям, стоит приобщать детей ко взрослым проблемам: не скрывайте от ребенка семейные трудности — такое часто встречается в нашей практике. Кажется, что он еще маленький, еще успеет «хлебнуть» жизни, пусть пока поживет спокойно! И таким образом у ребенка создается иллюзия, что взрослая жизнь — она радужна и прекрасна, и у взрослых нет никаких трудностей. Попросите его съездить к больной бабушке и отвезти ей лекарства, возьмите его с собой чинить машину, пусть поможет поднести сумки в магазине… Не ограждайте детей от повседневных забот. Пусть ваша позиция будет спокойной, но настойчивой.

И в заключени: если все-таки заметили что-то подозрительное, что делать? Во-первых, успокоиться и пойти посоветоваться. На сегодняшний день возможностей много: есть психолого-педагогические центры в каждом районе, есть школьный психолог, есть огромное количество психологических центров. Не рубите с плеча, удостоверьтесь, что ваши сомнения не беспочвенны. И тогда, с помощью специалистов, начинайте спокойно решать проблему. К сожалению, часто бывает, что неправильное поведение близких людей на начальном этапе заставляет ребенка все больше погружаться в проблему.