- Саморазвитие
Треугольник Карпмана: Почему человеку не стоит забывать о своих потребностях
Хочешь быть полезен другим? Живи для себя.
Все мы хотим, чтобы всё было хорошо. Чтобы как можно чаще мы находились в состоянии благополучия. Но для
Складывается ситуация, когда чужие интересы занимают в жизни человека первое место, а свои — второе, а то и третье, четвёртое и даже пятое. Причём обратите внимание — я говорю не об эпизодических изменениях приоритетов, которые вполне естественны и нормальны, а о постоянно действующем сценарии, когда эпизодов таких — больше половины.
Причины здесь могут быть разные.
Под этим «геометрическим» названием скрывается модель патологических межличностных отношений, которая была сформулирована в 1968 году психотерапевтом Стефаном Карпманом. Заключается она в следующем.
Представьте себе треугольник. В трёх его углах находится три состояния — Спасатель, Жертва и Преследователь. Два человека, которые состоят в неких отношениях (
Таким образом, если один находится в позиции Спасателя — другой является Жертвой, которую тот спасает. В
Как писал сам Карпман, «…три драматические роли этой игры — Спасатель, Преследователь и Жертва — являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей. Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актёры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в её подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли». Вот передо мной — молодая женщина, внезапно осознавшая, что очень зла и обижена на своего мужа, и что их отношения находятся под угрозой разрыва. То, что долгое время казалось правильным, естественным и нормальным — рассыпается, как карточный домик. С ужасом она начинает понимать, что нынешние чувства к мужу — плод её попыток сделать его жизнь комфортной и приятной настолько, насколько это возможно.
— Я так устала! Он из меня всю кровь уже выпил! Весь день на работе, прихожу домой без сил, вымотавшаяся — и надо каждый день убирать за ним, готовить (он привык есть только свежее), на выходных всё время вместе, одной никуда, даже в театр, не сходить — он не поймёт, встречаемся только с его друзьями, а мне с ними не интересно, я уже перестала чувствовать себя дома как дома, у меня ощущение, что я себе не принадлежу!!!
— Это всегда так было?
— Нет, конечно! Когда у нас только начинались отношения — всё было совсем иначе!
— А что изменилось? Смотрите: вначале была одна картинка, а сейчас — совсем другая. Можете попытаться отследить, что произошло?
— Ну… я старалась быть идеальной для него, старалась предупреждать все его желания, старалась делать ему приятные вещи…
— А он просил об этом?
— Нет…
— То есть, получается, вы делали постоянные подарки своему любимому человеку, не будучи уверены, что они ему необходимы, приучали его к роскоши, создавая ему новые потребности.
— Да, получается, так и есть… Я его избаловала! Что же мне теперь делать?
— Для начала перестаньте удовлетворять потребности человека до того, как он сам их осознает и озвучит, и верните на первое место свои — хотя бы некоторые.
Да, вот она — наиболее часто встречающаяся ошибка: попытка давать человеку то, что ему ещё не успело понадобиться. И, как правило, мы делаем это, поступаясь своими интересами. Приносим себя в жертву в надежде, что человек оценит. И, оценив — отплатит сторицей. Давайте задумаемся: приносить в жертву
Естественно, я не имею в виду ситуации, в которых оказываются родственники тяжело больных, недееспособных людей — это совсем другой случай. Хотя даже здесь могут быть варианты — достаточно вспомнить, к примеру, историю Элен Келлер.
В раннем детстве она перенесла болезнь, которая привела к потере слуха и зрения. Заслуга её родителей заключается в том, что они отказались видеть в ней неполноценную, «жертву обстоятельств», и не позволили ей самой так к себе относиться. Они активно стали подбирать ей учителей, чтобы у их дочери была возможность жить не менее интересной жизнью, чем у остальных современниц — и преуспели в этом: Элен не только научилась говорить и читать, но и получила высшее образование — первая среди
А если говорить о здоровом и дееспособном человеке — стоит ли помещать его в тепличные условия — по крайней мере, постоянно?
Что мы хотим, когда делаем так? Чтобы любимому человеку было хорошо. Но тогда что же выходит — что ему без наших жертв хорошо быть не может? Получается, что удовлетворяя потребности человека такой ценой, мы приучаем его к тому, что хорошо ему может быть только при определённом уровне комфорта, который мы можем обеспечить, обкрадывая себя. Мы выращиваем вампира. Причём — мало приспособленного к реальной жизни. В дальнейшем он, привыкший к подобному комфорту, будет чувствовать себя неудовлетворенным и обижаться, как следствие — пытаться нами манипулировать, чтобы этот привычный уровень комфорта восстановить.
А в такой ситуации он неизбежно окажется, потому что мы, приносящие себя в жертву, поступающиеся своими интересами, рано или поздно устанем это делать. Маятник не может постоянно находиться в крайнем положении, начнёт страдать наше собственное благополучие в тех сферах жизни, в которых мы себя обкрадывали, и появится обида на другого человека — он ведь причина этого!
Таким образом, мы из Избавителя превращаемся в Жертву, а потом в Преследователя, в то время как наш партнёр претерпевает обратную трансформацию.
На самом деле же причина этого — в нас самих, это по нашей вине сложилась такая ситуация. Причём мы ведь делаем это, не спросив мнения другого человека!
А если подумать? Хочет ли он, чтобы нам было плохо? Нет! Он хочет, чтобы нам было хорошо! И получается, что принося себя в жертву, мы идём против желания любимого, и приносим вред — и ему, и себе. Выигрывая тактически, мы проигрываем стратегически. Чтобы находиться в равновесии с партнером, есть смысл изменить эту программу, научиться жить с ним, при этом, не забывая свои интересы и позволяя ему соблюдать свои. Только тогда отношения смогут быть гармоничны и счастливы, а люди в них будут ценить и уважать друг друга. И кроме того, только будучи счастливы сами, мы можем подарить счастье другим людям. А счастливыми мы можем быть, только если удовлетворены наши потребности. Именно они — в первую очередь.