Заботливые родители наблюдают за малышом с самого рождения, и, конечно, отмечают, когда ребёнок начинает ползать, вставать, ходить, произносит первые слова. Обычно, в возрасте 2-х — 3-х лет, поводом для обращения к детскому психологу могут быть задержка речи, боязливость ребёнка, особенная настойчивость, переходящая в агрессивность или слёзы, так что ребёнка трудно успокоить. Этот период является также кризисным в жизни ребенка, и выбор воспитания определяет его дальнейшее благополучие.

К 4-5-ти годам обращает на себя внимание общительность ребёнка, развитие речи, умение откликаться на просьбы взрослых. Причиной обращения могут быть энурез (непроизвольное мочеиспускание), энкопрез (непроизвольное выделение кала), различные тики (подергивания групп мышц), страхи, какие-то отдельные проявления, резко отличающие вашего ребёнка других детей.

Дошкольный период — период подготовки к обучению, приобретению полезных навыков, умению ладить со сверстниками, в достаточной мере заботиться о себе. Психологическая готовность к школе приобретает особенную важность.

Младшие школьники нуждаются в серьёзной заботе взрослых. Наиболее частой причиной обращения являются:

  • нежелание учиться,
  • конфликты со сверстниками и учителями,
  • нарушения сна,
  • замкнутость.
  • Психологическое сопровождение в первом классе позволяет ребёнку хорошо пройти период адаптации и успешно учиться.

    В средней школе наиболее частой проблемой являются тревожность и некоторые невротические проявления, сказывающиеся на отношениях с родителями. Это период начинающегося отделения ребёнка, превращения его в подростка. Чаще в поддержке нуждаются родители, чтобы понимать, что можно отдать на контроль ребёнку, а что оставить себе.

    Подросток нуждается в особой заботе в связи с тем, что изменениями, которые с ним происходят, затрагивают его организм (физиологические изменения) и его место в социуме. В возрасте 13–15 лет дети особенно чувствительны, неуравновешенны, неустойчивы в своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Настроение подростка сильно сказывается дома. Родители теряются в поисках причин происходящего, испытывая то сильное раздражение, то чувство вины. Очень важно спокойно разобраться, выслушать ребенка, иногда бросая все свои дела (второй раз может не случиться), не торопиться с советами и требованиями, в то же время мягко высказывая свою позицию. Поэтому так часто в этом возрасте звучат вопросы пап и мам: «Что делать с его агрессивностью?», «Как заставить учиться?», «Как улучшить наши отношения?», «Как научить ответственности?», «Как оторвать от компьютера?», «Что сделать, чтобы он (она) хоть что-нибудь захотел?». Думаю, что многие семьи нуждаются в поддержке в этот сложный период, как дети, так и родители. От того, как мы его проживаем, зависят наше взаимопонимание, успешность в учебе нашего ребёнка, его доверие семье или его уход в компанию не всегда благополучных сверстников.

    В 15 — 18 лет на первое место выходят вопросы самоопределения, вопросы выбора будущей профессии. Юноши и девушки влюбляются и расстаются. Доказывают самим себе, как многого они стоят, или терпят неудачи. Эксперименты, бывают, не безопасны, и мы можем помочь определить и уменьшить степень риска. 15 лет — возраст принятия решения, когда ребёнок может сам обратиться за помощью. Если родитель его в этом поддерживает, то поддерживает доверительные отношения, самостоятельность и высокую самооценку. Рассказать о себе доброжелательному, понимающему слушателю иногда легче, чем близкому человеку, которого боишься огорчить. А, рассказывая, лучше понимаешь себя, что помогает успокоиться и принять верное решение. Понять себя, понять родителей, как не быть одиноким, как быть нужным, как стать успешным, профориентация — вопросы, с которыми приходят старшие школьники.

    Консультация психолога поможет родителям быть эффективными, найти нужную точку приложения своих сил, чтобы ребенок успешно развивался, учился, строил отношения, выбирал профессию.