Быстро растет малыш. 1, 2, 3….растут цифры на его школьных учебниках. Новые учебники, новый дневник, новая форма и…старые проблемы. «Моей с русским тяжело», «Мой проболел половину времени», «Мой на каждом собрании в черном списке по дисциплине»…

Как хочется обвинить в проблемах наших детей кого-то другого… Часто психологический комфорт и успешность ребенка зависят не только от особенностей детского сада, школы, педагога или одноклассников, а от него самого. Каждый ребенок уникален. Узнав, в чем уникальность и неповторимость Вашего ребенка, Вы получите ключ к разрешению многих проблем воспитания. Помочь Вам в этом готовы детские психологи.

Объясняя возникающие у ребенка трудности его избалованностью и ленью, мы оставляем себе только один выход: наказывать и постоянно контролировать. Практика показывает, что у каждой проблемы с поведением или успеваемостью может быть десятки причин, а значит и десятки решений.

В результате опроса более 100 учителей начальных классов были выделены наиболее частые трудности у детей в начальной школе.

У 15–20% школьников встречаются:

  • Частые орфографические ошибки
  • Систематические пропуски букв в письменных работах
  • Трудности в решении математических задач
  • Трудности в перессказывании текста

8–15% детей отличаются:

  • Неусидчивостью, невнимательностью
  • Не понимают объяснений учителя с первого раза
  • Постоянная грязь в тетрадях
  • Не могут запомнить таблицу умножения
  • Часто забывают дома учебные предметы
  • Хорошо выполняют домашнее задание, а в классе не справляются с работой
  • Плохо списывают с доски
  • Поднимают руку и не отвечают

Около 5% детей:

  • Часто опаздывают на уроки
  • Плохо ориентируются в тетради
  • Не пишут классную работу в тетрадях
  • Постоянно отвлекаются на уроках: играют, едят, залезают под парту, встают с места
  • Боятся устных опросов

Психологическая диагностика позволяет увидеть, проанализировать и понять причину подобных сложностей, а значит и подсказать пути их решения.

Например: Аня, Полина и Слава — ученики 3 класса. Входят в 20% детей, постоянно допускающих орфографические ошибки. Школьные оценки по русскому языку между «2» и «3». Прошли психологическую диагностику (тесты интеллекта и особенностей личности) по просьбе родителей.

Аня — выявлено «слабое развитие фонематического слуха». Ребенок не может выделить в словах отдельно каждый звук, отсюда и трудности с орфографией. Подобные особенности желательно корректировать с помощью логопеда еще до поступления в школу. Работа репетитора пока будет малоэффективна. Аню — к логопеду…

Полина — интеллектуальные показатели в норме, выше среднего (в том числе и все, что способствует грамотности). Но Полина слабо успевает по всем предметам!!! Девочка не уверена в себе, «Я это не смогу» — первая реакция девочки на предложенные задания. Полина -объект постоянной критики дома. Родители ставят ей в пример старшую сестру. Не верят в способности младшей. Все проблемы с учебой объясняют «Слабоват учитель». Старшая сестра не забывает напоминать Полине, что " в семье не без урода». Полину — к детскому психологу, родителей — …

Слава — интеллект в норме, адекватная самооценка, хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Слава хорошо справляется со всеми предметами, кроме русского языка. В семье у Славы принято разделение: мама помогает с математикой, папа выручает с русским языком. Отношения у родителей сложные, конфликтные, на грани развода. Оба много работают, отец приходит домой поздно. Проблемы с русским языком? Отец приходит домой раньше, чтобы позаниматься с сыном, мама готовит ужин и благодарна мужу за участие в семейных делах. Такое семейное счастье на час-полтора. Ребенок невольно чувствует: " мои двойки по русскому спасают родителей от развода». Родителям желательно обратиться к семейному психологу.

Психологи могут помочь семье в понимании причин определенного поведения ребенка, сложностей с учебой. Нередко подобные сложности можно предотвратить, зная сильные и слабые места в психике ребенка. Наблюдайте, советуйтесь, узнавайте. Решение за вами, дорогие родители!