- Семья
Минимальная мозговая дисфункция
«Минимальная мозговая дисфункция». Чаще всего дети с этим диагнозом попадают в поле зрения специалистов в начальной школе. Они не способны длительно концентрировать внимание, постоянно отвлекаются, нарушают дисциплину, могут вставать с места и ходить по классу, не справляются с заданиями, требующими аккуратности и усидчивости. Педагоги нередко списывают это на недостаток воспитания, родители — на лень и «разболтанность». И только специалист может дать ответ на два самых главных вопроса: что происходит с ребенком и что в этом случае делать.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к числу тех состояний, которые балансируют на грани здоровья и болезни и потому далеко не сразу обращают на себя внимание специалистов и родителей. Существует несколько причин рождения детей с такими нарушениями. Это и неблагоприятная наследственность, связанная с хроническими заболеваниями родителей, экологические проблемы, воздействие таких факторов, как стрессы в период беременности, нарушения развития плода, в том числе — гипоксия; перенесенные заболевания будущей мамы, применение медикаментозных препаратов для сохранения беременности; травмы во время родов и в первые дни, когда шейные мышцы очень слабы и есть опасность подвывиха позвонков, и вирусные заболевание в первый год жизни, нарушающие питание мозга. Иногда можно пропустить это заболевание, в то время как раннее его распознавание позволяет успешно корректировать нарушения мозговой деятельности.
Что же должно насторожить родителей? В зависимости от возраста малыша, дисфункция мозга проявляется
Но «расцвет» заболевания приходится на период начальной школы. ММД — минимальная мозговая дисфункция — может проявляться одним из синдромов или их сочетанием. Это синдромы нарушения внимания и гиперактивности. В первом случае основной признак — невозможность долго и сосредоточенно выполнять
Основную поддержку ребенок должен получать дома! Лишь от родителей зависит, вырастет ли он полноценным и успешным человеком или сохранит низкую самооценку, уйдет в виртуальную реальность, станет искать понимания в неблагополучных, а то и криминальных компаниях. Патологические пристрастия — алкоголь, наркотики, азартные игры, интернет — зависимость — все это способы ухода от пугающей реальности, с которой ребенок не способен совладать потому, что миф о его слабости и бездарности был внушен ему самыми важными в мире людьми — его родителями.
Вполне понятно желание многих обеспеченных людей дать своему ребенку максимум возможностей, включая дорогие игрушки, развивающие занятия, лучшие гимназии, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Вот только способен ли он это принять, не перегрузив свою и без того слабую нервную систему? И всегда ли родители понимают, что их дети — другие, нежели они сами, с другими способностями, талантами, возможностями? Одна из заповедей родительской любви — никогда не сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме него самого. То, чему он научился, значительно важнее того, что умеют Вася, Саша или Лиза. И лучшее, что могут сделать родители — научить детей реально оценивать собственные достоинства и слабости, преодолевать препятствия и радоваться жизни. К сожалению, зачастую родители пренебрегают этими простыми принципами воспитания, и особенно это касается детей с нарушениями развития. Если Вы чувствуете, что Вам не справиться с ситуацией самим, не ждите, что «все само пройдет», не списывайте проблему на переходный возраст, обратитесь к детскому психотерапевту.
Коррекция данного состояния является комплексной,
Существуют специальные методики, позволяющие улучшить внимание, снизить агрессивность и раздражительность, научиться строить взаимоотношения с детьми, сделать более ровным эмоциональный фон. Одной из таких методик, несложных и эффективных, является метод БОС — биологической обратной связи, тренинг саморегуляции, которая так важна детям с мозговыми дисфункциями.
Работа ведется по нескольким направлениям, одна из важных ее составляющих — обстановка в семье. Этим детям необходим строгий режим дня, спокойные занятия перед сном, ограничение просмотра телепередач (особенно со сценами насилия и жестокости) и компьютерных игр. Не стоит перегружать такого ребенка интеллектуальными занятиями. А вот прогулки и подвижные игры на свежем воздухе очень полезны. Совместный поход в парк или бассейн, чтение вслух, доброжелательное общение и обсуждение прошедшего дня, поцелуй на ночь гораздо полезнее, чем ворох дорогих игрушек, выезды на элитные курорты и экскурсии и многочисленные занятия.
Важно понять: реабилитация требует времени, совместных усилий психотерапевта, родителей и ребенка. Но результаты стоят вложенных усилий,