Агрессивное поведение очень влияет на жизнь человека в целом: как на его отношения с другими людьми, так и на его отношение к самому себе. Если агрессия неправильно проявляется или не туда направлена — она может создавать различные неприятные ситуации, которые мешают человеку жить.

Поговорим сначала о детской агрессии. Часто родители запрещают детям проявлять агрессию, потому что кричать, драться или кусаться — это плохо. Таким образом, происходит блокирование прямого выхода агрессии. Но у агрессии есть такое свойство — если запретить ее выражать, то она никуда не исчезает, ребенок не перестает ее испытывать, не перестает злиться. Тут возникает вопрос: если агрессия не выходит наружу, то куда она идет? А идет она на самого себя: «я злюсь, значит я плохой». А это может вызывать большое количество неврозов у детей, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь.

Когда недоступен прямой выход агрессии, у детей могут проявляться другие способы выражения агрессии:

  • разного рода фобии или страхи, когда ребенок вдруг начинает бояться каких-то совершенно иррациональных вещей: воздушных шариков, монстров, чудовищ под кроватью;
  • она может проявляться в скрытом виде. Особенно это заметно у братьев и сестер, когда старший проявляет очень сильную любовь к младшему — расцеловывает его до синяков или обнимает до хруста костей;
  • могут возникать психосоматические заболевания, например, кожные заболевания, бронхиальная астма, частые вирусные инфекции;
  • дети могут очень сильно боятся испачкаться — выходят гулять на площадку и боятся даже ручки испачкать, не играют в песочнице вместе с другими детьми.

Как же нам быть с детской агрессией? Блокировать ее нельзя, поэтому очень важно научить ребенка понимать свои чувства: что я чувствую; когда я это чувствую и почему, и, соответственно, научить ребенка понимать, что с этими чувствами делать.

Нужно помочь ребенку назвать свои чувства и причину возникновения этих чувств, далее нужно обозначить, что делать нельзя и предложить альтернативный способ выражения этих чувств и выхода напряжения.

Например: «ты сейчас злишься, так как хотел покачаться на качелях, а их занял другой мальчик. Это нормально, но стащить с качелей его нельзя, так как он занял их первый, это будет не честно, поэтому давай мы пока с тобой пробежимся по площадке или попинаем мяч, покидаем палку, а когда качели освободятся — ты пойдешь на них кататься».

Взрослые люди могут по-разному проявлять агрессию:

кто-то лезет в драку, кричит, бьет посуду — прямое проявление,

кто-то замалчивает и обижается, язвит, шутит — косвенное проявление.

− если человек не видит способа выражения агрессии и даже не осознает ее наличие — это агрессия, направленная на самого себя: человек начинает думать о себе плохо, у него могут возникать суицидальные мысли.

− неконтролируемая агрессия — когда человек просто не может себя контролировать. Причиной неконтролируемой агрессии является детская травма, когда в жизни ребенка присутствует физическая и моральная агрессия, поскольку главной задачей ребенка является задача выжить. Такая ситуация провоцирует человека видеть мир в целом как небезопасный, в котором нужно всегда быть настороже: «лучше я нападу первым, чем буду ждать, пока нападут на меня».

Таким образом, можно выделить следующие функции агрессии:

  • защитная: проявляется в ситуациях, когда мы реально пытаемся защитить себя или своих близких от какой-либо угрозы, мнимой или реальной;
  • снятие напряжение или отреагирование: сюда можно отнести агрессивные реакции, которые проявляются, когда человек испытывает высокий уровень напряжения. Часто это скопированная модель поведения, которую человек мог наблюдать, например, в детстве, в своей семье. Сюда же можно отнести ситуации, когда человек отыгрывается на более слабом. Например, начальник накричал на работе на мужчину, он не мог ответить начальнику тем же, пришел домой и поругался с женой, отыгрался на более слабом и доступном человеке и тем самым снял свое напряжение;
  • получение желаемого или достижение цели: многие успешные люди держатся на агрессии, как способе достижения желаемого, то есть они буквально «идут по головам», т. е. агрессивное поведение как способ получить «то, что я хочу».

Как же можно защититься от агрессии, если агрессия направлена на вас?

Если есть физическая угроза, то главная задача защитить себя и свое здоровье любыми возможными способами. Убежать, кричать, просить помощи, вести себя нестандартно и т. д.

Если есть домашнее насилие, когда агрессор — это близкий человек, тогда однозначно нужно это прекратить, чем быстрее тем лучше, любыми способами, так как здесь ценой может быть собственная жизнь. Нужно обращаться в полицию, к родственникам, в кризисные центры, нужно искать помощи со всех сторон. Нельзя ждать, что агрессор изменится, он не изменится.

Если есть вербальная агрессия, психологическая атака — в первую очередь нельзя показывать свой страх. Рассмотрим способы защиты от такой агрессии:

➢ важно дать отпор на том же уровне, на котором нападают, буквально теми же словами, перейти на тот же уровень громкости, то есть отзеркалить поведение агрессора;

➢ нужно подумать, какую повторяющуюся реакцию вы проявляете после нападения? Если каждый раз после нападения у вас текут слезы, то слезы и есть конечная цель агрессора. И тут очень важно перестать реагировать таким образом, то есть нужно изменить поведение, чтобы нападавший не достиг своей конечной цели, если он не будет ее достигать, он перестанет на вас нападать, так как для него это будет уже не интересно, он будет искать другую жертву;

➢ этот способ подойдет тогда, когда невозможно ответить на агрессию. Часто это происходит тогда, когда вы в чем-то зависите от агрессора, например, это ваш начальник. Тут важно понимать, почему вы терпите эту агрессию; понимать сколько еще нужно терпеть эту агрессию (например, я терплю пока не найду новую работу); осознавать, что к вам это не имеет отношения, не перенимать на себя (понимать, что дело не в вас, просто начальник сам по себе такой человек); использовать психологические техники, чтобы отделять себя от агрессии (визуализация, абстрагирование, расслабление). Важно понимать, что все это должно быть временно и как только появится возможность уйти от этих ситуаций — нужно уйти, так как очень длительное нахождение в подобной ситуации всегда деструктивно, а психологические приемы и техники работают только какое-то время.

Как происходит работа с агрессией в терапии?

В терапии человек учится распознавать свои агрессивные импульсы, учится разрешать себе их испытывать и находить допустимые и комфортные для себя способы их выражения. Так же ведется работа над появлением контроля — чтобы человек мог контролировать проявления агрессии и умел направлять ее туда, куда нужно.

В процессе терапии именно в отношениях с психологом происходит вся работа с агрессией, то есть психолог становится «подопытным кроликом», на котором клиент отрабатывает способы выражения агрессии, способы вербализации агрессии, отрабатываются новые стратегии поведения, которые клиент ранее не мог использовать в своей жизни. То есть клиент может выразить свою агрессию напрямую на психолога.

Агрессия может проявляться в терапии совершенно по-разному. Психолог, особенно в начале терапии, просит клиента озвучивать все мысли, которые приходят ему в голову в процессе терапии: о хорошем, о плохом, даже если мысли касаются самого специалиста или процесса терапии. Проявления агрессии в терапии обычно непрямые. Поскольку сказать напрямую свои мысли бывает довольно тяжело, клиент проявляет агрессию другими способами:

  • начинает молчать на консультациях,
  • пропускает встречи, которые ранее были на регулярной основе,
  • начинает систематически опаздывать на консультации на одно и то же время,
  • могут активизироваться ссоры в семье — то есть отыгрывание в другом месте, вместо того, чтобы сказать психологу,
  • могут быть жалобы на физическом уровне, например, жалобы на неудобное кресло, хотя до этого оно было удобным, жалобы на то, что холодно или жарко,
  • могут быть жалобы на неудобное время консультации.

И только со временем клиент начинает говорить о своих мыслях напрямую. Например, клиент начинает говорить о том, что не хотел приходить на эту встречу, что после последней встречи было много неприятных чувств и мыслей. Тут важно отметить, что клиент осознает, что он не хотел приходить, но пришел. И тут начинается уже более глубокая работа над ситуацией, анализируются неприятные чувства, которые возникали, и т. д. Появляется возможность высказать критику, недовольство, злость — это очень важная часть терапии, и этот опыт можно будет вынести за пределы кабинета и использовать в жизни. Важно понимание того, что отношения продолжаются дальше, несмотря на то, что агрессия была выражена вербально. Дальше уже начинается продуктивная работа над выражением агрессии.

Основная задача психолога — научить клиента выражать свои агрессивные импульсы вербально, то есть клиент учится напрямую говорить о своих чувствах.

Работа с агрессией длительная и непростая, но она помогает человеку жить, не скрывая своих агрессивных импульсов и правильно их направляя.